Как правильно заряжать литиевые аккумуляторы вилочных погрузчиков: три основных метода
Раньше все складские погрузчики работали на свинцово-кислотных аккумуляторах. Однако они не выдерживали интенсивных нагрузок и не могли обеспечить беспрерывную работу на протяжении нескольких смен. Для восполнения заряда зачастую использовался традиционный метод. Разрядившуюся АКБ снимали с погрузчика и перемещали в специальное помещение, где она заряжалась, а после обязательно остывала. Обычно такой метод подразумевал временную схему 8-8-8. Это значит, что аккумулятор подвергался 8-часовой разрядке. Столько же времени длились процессы восполнения энергии и охлаждения.
Сейчас большинство электропогрузчиков перешли на литий-железо-фосфатные(LiFePO4) или никель-марганец-кобальтовые (NMC) тяговые батареи. Они не провоцируют выделение водорода, не нуждаются в дополнительном охлаждении и добавлении воды в электролит. Также их можно не снимать с вилочных погрузчиков во время зарядки.
Для восполнения энергии литиевых аккумуляторов обычно используют один из трёх методов:
- Стандартный. Величина тока варьируется от 0,3 до 0,5С (30-50% от номинальной емкости). При использовании этого метода тяговый источник питания полностью заряжается за 2-3 часа.
- Ускоренный. Величина тока — 0,7-1С. Метод подходит для полной и частичной подзарядки АКБ за 1-1,5 часа.
- Быстрый. Величина тока составляет от 1 до 2С. Этот метод позволяет быстро подзарядить тяговый аккумулятор, но может негативно сказаться на состоянии литиевых элементов и спровоцировать перегрев. Именно поэтому к нему следует прибегать в исключительных случаях, чтобы продлить жизнь тягового аккумулятора.
Зачастую ускоренный и быстрый методы зарядки удобны для использования в рабочий период. Они позволяют продлить эксплуатацию вилочных электропогрузчиков на несколько смен. На крупных производствах и предприятиях станции подзарядки оборудуют возле столовых или комнат отдыха. В иных случаях целесообразно отдавать предпочтение стандартному способу зарядки тягового аккумулятора.
Алгоритм зарядки литий-ионного аккумулятора погрузчика
- Подогнать погрузчик к установке с учётом длины зарядного кабеля. Поставить технику на тормоз.
- Подсоединить штекер зарядного устройства к соответствующему разъёму погрузчика или аккумуляторной батареи. При отсутствии технических неполадок зарядка начнётся автоматически.
- Проверить индикаторы и убедиться, что зарядка аккумулятора идёт в штатном режиме. Только после этого оператор электропогрузчика может оставить технику.
У литиевых аккумуляторов LFP и NMC разные пороги напряжения ячеек. Максимальное значение для LFP батарей — 3,65 В, а для NMC — 4,2 В. Поэтому устройство для зарядки литий-железо-фосфатных аккумуляторов (LFP) не подойдет для никель-марганец-кобальтовых батарей (NMC). Однако некоторые приборы способны одинаково хорошо заряжать все виды аккумуляторов. Процесс восполнения энергии литий-ионных тяговых батарей происходит в два этапа — CC-CV:
- На первом этапе поддерживается постоянная величина тока. За счёт этого напряжение быстро увеличивается.
- На втором этапе ток планомерно падает, а напряжение остаётся стабильным. При достижении соответствующих показателей заряд аккумулятора достигает 100%.
Литий-ионные АКБ, в отличие от свинцовых, менее подвержены саморазряду в режиме ожидания, поэтому им не нужен плавающий заряд. Однако, если период простоя затягивается, лучше прибегнуть к системе дозарядки с учётом напряжения. В частности, это характерно для тяговых источников питания, оснащённых Bluetooth, который постоянно потребляет энергию.
Где можно оборудовать места для зарядки вилочных погрузчиков
Электрические вилочные погрузчики нуждаются в специальной инфраструктуре для подзарядки аккумуляторных батарей. Однако такие станции необязательно должны быть оборудованы специфичной вентиляционной системой. Установки можно располагать в любом пространстве вдоль маршрутов передвижения погрузчиков или рабочих зон.
Как методы зарядки влияют на срок службы литиевых тяговых батарей
Скорость зарядки и температурные показатели оказывают ключевое воздействие на состояние тяговых АКБ. При адекватных условиях эксплуатации Li-ion батареи могут выдержать почти 3000 циклов заряда-разряда и прослужить 5-6 лет. Существенно продлить жизнь аккумулятору способны частичные подзарядки, поскольку они снижают необходимость полноценной зарядки.
Всего комментариев: 0