Что нужно знать о современных стандартах безопасности Li-ion аккумуляторов
Вопрос безопасности литий-ионных аккумуляторов не теряет своей актуальности. Это обусловлено тем, что такие типы источников питания активно эксплуатируются в различных сферах. В частности, литиевые аккумуляторы используются в качестве тяговых для подъемно-погрузочной и промышленной техники, выступают источниками энергии для мобильных гаджетов и различного оборудования. Чтобы обеспечить безопасные условия перевозки и хранения АКБ, содержащих литиевые элементы, были созданы специальные нормативы.
Ключевые стандарты международного уровня
Чтобы гарантировать надёжность современных литий-ионных АКБ, используемых в промышленности, бизнесе и в быту, существуют международные нормы тестирования. За разработку и соблюдение этих стандартов отвечают авторитетные организации: ООН, такие как Организация Объединенных Наций (ООН), гражданской авиации (ICAO) и ассоциация воздушного транспорта (IATA). Также в этом процессе участвуют Министерство транспорта и другие органы, отвечающие за безопасность на транспорте в разных странах.
Согласно разработанным нормативам, производители должны провести испытания литиевых аккумуляторов в условиях сжатия и разрыва, при возникновении короткого замыкания и теплового разгона, а также при ударах, проколах, перегревах и термоскачках. Результаты этих исследований становятся основой при оценивании продукта, пригодного для перевозки и дальнейшего использования по назначению.
Стандарт тестирования | Что испытывают |
IEC 62133 | Химическая, электрическая безопасность. Касается первичных и вторичных элементов питания со щелочными или некислотными электролитами, применяемых в портативной электронике, инструменте, бытовом, медицинском, лабораторном оборудовании. |
UNDOT 38.3 | Восемь видов опасности при транспортировке (механические, экологические, электрические нагрузки) |
EC 62619 | Безопасность литий-ионных аккумуляторов в промышленном оборудовании, электронике. Например, в вилочных погрузчиках, автоматически управляемых тележках и т.п. |
UL 1642 | Безопасность при питании электронных изделий |
UL 2580 | Касается тяговых батарей для электрического транспорта |
Подводные камни стандартизации
Ключевая сложность при стандартизации литий-ионных источников питания вызвана многообразием химических составляющих. Компетентные структуры не в состоянии отслеживать стремительный прогресс отрасли.
К примеру, утверждённые правила транспортировки по 9-му классу опасности (согласно ИКАО) применимы к аккумуляторам с литий-кобальт-оксидным составляющим (LCO) и литий-полимерным (Li-Po). При этом они не соответствуют характеристикам LFP или LTO батарей, которые не восприимчивы к тепловому разряду. Следовательно, эти два типа литиевых АКБ выдержат более жёсткие условия перевозки, хранения и эксплуатации. При этом, несмотря на то, что особых требований безопасности требуют только LCO или Li-Po батареи, общие правила распространяются на все виды химических составов.
Всего комментариев: 0