КАК ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ ЛИТИЙ-ИОННЫМ АККУМУЛЯТОРАМ

 Статьи

 02.10.2024

Операторы вилочных электропогрузчиков должны иметь представление, как эффективно использовать тяговые Li-Ion АКБ. Стоит заметить, что такие источники питания в плане безопасности превосходят свинцовые аналоги и не доставляют сложностей при должном соблюдении правил использования. Такие АКБ чувствительны к перегреву или переохлаждению, к зарядке в минусовую температуру, к чрезмерному заряду и чересчур глубокому разряду (критические показатели будут зависеть от химсостава ячеек).

Вышеперечисленные факторы способны в значительной мере сократить сроки эксплуатации либо спровоцировать преждевременную поломку. Помимо этого, литий-ионные АКБ восприимчивы к сильным ударам, сдавливанию, проколам и другим механическим воздействиям, которые разрушают целостность ячеек. Советы ниже относятся, изначально, к литий-железо-фосфатным аккумуляторам (LFP), которые без преувеличения считаются самыми распространенными в вилочных электропогрузчиках и прочей складской технике. Эти рекомендации также подойдут и для других типов промышленных литиевых батарей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛИТИЙ-ИОННЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

  • Новую, с завода, АКБ не следует тут же разряжать. Наоборот, ее необходимо полностью зарядить перед работой.
    Литиевые батареи заряжаются при помощи специального ЗУ. Нельзя заряжать их несоответствующими типами зарядных устройств.
  • Для ухода не следует снимать крышку корпуса Li-Ion АКБ. Чтобы провести ремонт, нужно вовремя связаться с сервисом.
    Не используйте разряженный аккумулятор. Следует избегать глубину разряда больше 80% от номинального объема, чтобы продлить ресурс. Делайте подзарядку литиевой батареи по окончании каждого использования, вне зависимости от уровня разрядки.
  • Не следует эксплуатировать погрузчик при температуре снаружи более +55 градусов. Сама зарядка АКБ не должна производиться при минусовой температуре.
  • Запрещается разряжать Li-Ion АКБ ниже минимальных показателей напряжения. Кроме того, следует избегать перезарядку (чрезмерный заряд).
  • До того, как осматривать и обслуживать литиевую батарею, следует надеть специальную одежду и перчатки. Важно также снять с себя часы, металлические изделия и прочие предметы, которые проводят ток.
  • Не следует допускать замыкание клемм (+/-). Также нужно избегать прикосновений к клеммам токопроводящих предметов, кроме зажимного болта на стойке АКБ и токопроводящей ленты.
  • Ни в коем случае нельзя бить, бросать, сдавливать, нагревать, а также помещать в воду LI-Ion АКБ.
    Важно не путать полярность. Зарядка обратным током обнуляет напряжение, что провоцирует преждевременную поломку АКБ.
  • Если от аккумулятора идет неприятный запах, он перегрелся, обесцветился, деформировался, то его нужно тут же вытащить из погрузчика либо отключить от ЗУ. Чтобы произвести ремонт, нужно связаться с сервисной службой либо отделом послепродажного обслуживания производителя.
  • В случае окисления клемм батареи, следует протереть их сухой тряпкой, отполировать мелкозернистой наждачной бумагой.
  • Коррозия клемм провоцирует плохой контакт и отказ в работе.
  • Не стоит размещать Li-Ion АКБ возле источников тепла, взрывоопасных предметов и возле прочих материалов (огонь, нагревательные приборы, агрессивные химические вещества, опасная техника либо оборудование и пр.). Хранить батарею нужно в сухом, темном, прохладном месте.
  • Не стоит погружать аккумулятор в воду либо жидкости, которые проводят ток. Это способно причинить травмы и повредить имущество.
  • Следует избегать воздействия сильного статического электричества либо электромагнитного поля. Они могут испортить защитную плату АКБ, что нарушает безопасность.
  • Не стоит соединять последовательно или параллельно Li-Ion батареи различных типов. Запрещается пользоваться блоком последовательно или параллельно соединенных АКБ с одной защитной BMS-платой.
  • Нельзя разбирать, сжимать, прокалывать, нагревать аккумулятор. Важно избегать высокую вибрацию, падения и иные механические воздействия.
  • Запрещается проводить зарядку АКБ без защитных устройств (специальной платы, системы управления аккумулятором). Не используйте не одобренное разработчиком ЗУ (источник питания постоянного тока и пр.).
  • Важно вовремя сдувать пыль и мусор с поверхности корпуса и клемм АКБ посредством сжатого воздуха. Не следует использовать дли этих целей воду либо влажные предметы.
  • В процессе зарядки/разрядки важно избегать попадания влаги либо токопроводящих предметов на крышку и полюса батареи.
  • В случае непреднамеренного одновременного соприкосновения какого-либо проводника с положительной/отрицательной клеммами и последующем коротком замыкании, следует немедленно разорвать эту цепь.
  • Если повреждается Li-Ion АКБ (к примеру, от разрушительного удара), происходит высвобождение большого количества хранящейся энергии. В такой ситуации батарея может быть охлаждена посредством сухого порошкового огнетушителя.
  • При повреждении, либо воспламенении аккумулятора, необходимо незамедлительно эвакуировать людей из опасной зоны.
  • После тлеющую АКБ нужно поливать холодной водой либо опустить в резервуар с водой.
  • Риски возгорания/задымления: поврежденные литий-железо-фосфатные батареи (LFP) способны протекать. Когда температурные показатели достигнут отметки в 150 градусов, горючий электролит начинает разлагаться и испаряться, что представляет опасность для людей и окружающей среды. При горении выделяется фтористый водород (HF), оксиды фосфора, а химические реакции между LIPF6 и водой в электролите провоцируют образование фторида, диоксида углерода.
  • Средства тушения пожара: дымящиеся/тлеющие аккумуляторы нужно поливать водой. Следует использовать огнетушители типа B, D, углекислотные, сухие химические либо пенные.
  • Проглатывание: электролит может спровоцировать воспалительный процесс в горле либо респираторном тракте. При проглатывании электролита необходимо выпить большое количество воды и немедленно обратиться за помощью к врачам.
  • Важно убедиться, что пострадавший не принимает слабительное. Нужно также удостовериться, что слизь не блокирует дыхательные пути, если человек находится без сознания.
  • Контактирование с глазами: если электролит попадет в глаза, то начнется раздражение. Не стоит тереть их. Максимально быстро промывайте их большим объемом воды на протяжении 15 минут, а после обратитесь к врачу. В обратной ситуации возрастает риск повреждения глаз.
  • Контактирование с кожным покровом: электролит может раздражать кожный покров. При непреднамеренном контакте следует снять пораженную одежду и обработать кожу в течение 15 минут достаточным количеством мыльной воды. Ни в коем случае не следует втирать мази.
  • Вдыхание газов, паров: при протечке/разрыве Li-Ion АКБ, ее внутренние элементы могут спровоцировать отечность, формирование слизи и прочие проблемы респираторного тракта. При случайном вдыхании газов/паров пострадавшего необходимо поместить на свежий воздух либо в хорошо проветриваемое (вентилируемое) место. Если возникнет необходимость, можно использовать кислород либо провести искусственное дыхание.
  • Специальные защитные средства: для защиты от раздражающих газов рекомендуется использовать автономный дыхательный аппарат (изолирующий респиратор). Также следует носить спецодежду либо иные приспособления, которые позволяют предотвратить контакт тела с электролитом.

Пусть вышеперечисленные рекомендации помогут операторам вилочных электропогрузчиков уберечь литий-ионные батареи и себя от опасности.

 

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>