ПОСЛЕДСТВИЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛИТИЙ-ИОННЫХ АККУМУЛЯТОРОВ ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Литиевые аккумуляторы — надежный способ хранения энергии и питания электрооборудования. Их отличает повышенная плотность энергии, низкое энергопотребление и длительные сроки службы. Однако, помимо всех перечисленных преимуществ, они несут редкие, но значительные угрозы для здоровья людей и безопасности техники. Речь безусловно идет о воспламенениях и взрывах Li-Ion АКБ при повреждении, к примеру, прокола. Вероятно, наш читатель слышал о таких ситуациях в новостях.
Предлагаем рассмотреть вероятные риски и понять, что делать, если произошла авария и был поврежден литиевый аккумулятор.
ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ЛИТИЙ-ИОННЫХ АККУМУЛЯТОРОВ
Пробитие ячейки литиевой батареи провоцирует химические реакции с тепловыделением, что ведет к возгоранию электролита. Тепло при выделении может нарушить целостность смежных ячеек, что вызывает цепную реакцию – такое явление носит название теплового разгона. Худшими последствиями этого процесса станут пожары и взрывы.
ОПАСНЫЕ ИСПАРЕНИЯ
Если нарушена целостность ячейки АКБ электролит начнет вытекать наружу. Во время его горения выделяются опасные пары, к примеру, испарения плавиковой кислоты и крайне опасный угарный газ. Эти вещества представляет опасность для жизни тех, кто ими дышит. Кроме того, пары плавиковой кислоты способны причинить болезненные ожоги.
ВИДЫ LI—ION АКБ, УСТОЙЧИВЫЕ К ПРОКОЛАМ
Но не все литиевые аккумуляторы в одинаковой степени опасны при проколах. Устойчивость к пробитиям определяют химический состав и строение ячеек. Из 6 главных видов Li-Ion АКБ (по химсоставу), наиболее безопасные — литий-железо-фосфатные. Их отличает более низкая плотность энергии, сопротивление и повышенный порог теплоразгона.
ПОМИМО ЭТОГО, СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ ТИПЫ КОНСТРУКЦИИ ЛИТИЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:
- Пакетные компоненты легче всего пробить/раздавить, так как их аноды, катоды и прочие элементы находятся в чехле из ламинированной фольги. Разумеется, они имеют слабую защиту от механического воздействия.
- Призматические элементы защищает жесткая оболочка из металла либо пластика. И все же, если она тонкая, то довольно просто прокалывается ввиду широкой площади плоской поверхности.
- Цилиндрические компоненты схожи с обычными, только на вид крупнее. Аноды и катоды расположены в тонких, скрученных листах, которые упакованы в металлический цилиндр. Проткнуть их труднее, но при повреждении риск теплоразгона увеличивается, так как плотность укладки компонентов выше.
Подводя итоги, нет литий-ионного аккумулятора, в полной мере защищенного от механического воздействия. Чтобы улучшить защиту, необходимо уложить ее в надежный поддон из стали.
ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ ЛИТИЙ-ИОННОГО АККУМУЛЯТОРА
Если повреждена литиевая АКБ, нужно незамедлительно дать оценку ситуации и принять меры предосторожности. Когда ячейки пакетные либо не литий-железо-фосфатные, то нужно сразу же отойти в сторону, так как реакция может быть молниеносной. Далее следует оградить опасный участок и, при надобности, сообщить пожарной службе. Если спустя сутки воспламенение не произошло либо незначительный пожар локализован, то можете приступать к извлечению АКБ из электрооборудования.
Если вы проткнули цилиндрический/призматический элемент литий-железо-фосфатной батареи, то ситуация менее опасная. В кратчайшее время нужно извлечь поврежденную АКБ из электрооборудования и поместить туда, где огонь не достанет при возгорании.
Незначительное возгорание литий-ионного аккумулятора можно потушить огнетушителем с зарядами категории ABC, ABCE, так как горение жидкого электролита относят к пожару класса B.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОЙ УТИЛИЗАЦИИ ПОВРЕЖДЕННОЙ LI-ION АКБ
Невозможно просто выкинуть батарею в мусорник либо на свалку. Даже если она изначально не имеет значительных повреждений, она может получить их во время сбора/транспортировки мусора. Тем самым вы провоцируете появление опасной ситуации для других людей. Сведения по утилизации следует читать в инструкции пользователя оборудования либо самого аккумулятора. Также нужно уточнить у разработчика, можно ли возвратить его продукт для переработки. Не все центры переработки отходов принимают поврежденные литиевые АКБ.
СРАВНЕНИЕ ОПАСНОСТИ СО СВИНЦОВЫМИ БАТАРЕЯМИ
Несмотря на то, что риск повреждения относят к недостаткам литиевой технологии, повреждение свинцово-кислотных аккумуляторов также опасно. В процессе их разрушения происходит утечка агрессивного электролита, что ведет к химожогам, коррозии и повреждению электрооборудования. При значительном физическом воздействии, пластины соприкасаются между собой и создают короткое замыкание (происходит перегрев). В результате может произойти воспламенение либо выделение легковоспламеняющегося сероводорода.
ОЗНАКОМИВШИСЬ С НАШИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ, ВЫ МОЖЕТЕ БЕЗ ОПАСЕНИЙ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЛЮБЫЕ АКБ.
Всего комментариев: 0